«Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20). Для православных христиан эти слова, взятые из Откровения Иоанна Богослова, выражают главную цель их земной жизни — подготовка к встрече с Богом.
В первые века после Вознесения Господня эта жажда встречи со Христом была настолько сильной, что верующих совершенно не заботила их земная жизнь. Они ежедневно ожидали Второго пришествия Спасителя, о чем свидетельствует сам апостол Павел в послании к Фессалоникийцам:
«Мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших, потому что Сам Господь при призывном кличе, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; затем мы живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:15–17).
С течением времени люди поняли, что пришествие Господа в силе может совершиться позднее. Однако это не привело христиан к разочарованию и потере веры. Апостол Пётр в своем соборном послании к Церкви сообщает:
«У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:8–9).
С тех пор люди по-разному представляют одно и то же событие. Для погибающих чад Церкви, живущих по своим страстям и порокам, второе Христово пришествие стало ассоциироваться с ужасом и страхом смерти, Страшным судом, от которого нельзя будет скрыться. В то время как для верных христиан пришествие Господа в силе остается долгожданным и желанным исполнением обетования, данного Богом.
Но почему же Церковь, приуготовляя людей к Святой Четыредесятнице, называет Христово пришествие именно Страшным судом? Ответ можно найти в воскресном Евангелии, которое сегодня читали в храмах. Весь ужас суда заключается в том, что люди, слыша евангельское благовестие, сознательно оставляют его без внимания и продолжают жить по своим грехам, тем самым осуждая самих себя на вечную смерть. Именно поэтому так страшно звучат слова из уст Человеколюбца Христа:
«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. <...> И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41–46).
9 и 10 марта в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли богослужения Недели о Страшном суде. Всенощное бдение в Успенском соборе совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл. Божественную литургию возглавил архимандрит Макарий (Веретенников).
Справка:
Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — 1-й академический хор под управлением Ивана Бернацкого.
Утром пели: справа — смешанный хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова), слева — хор под управлением Сергея Сухарева.
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться